Главное меню

 
 
 
   

 

Фотогалерея

 
 

Кузовные работы


Я ХОЧУ эту "модель" !!!


Обои рабочего стола


Всероссийские соревнования на призы УрФО 2008

 
   

Яндекс цитирования

0
 

Реклама на сайте

 
 
 
   

 

Реклама на сайте

 
 
 
   

 

Реклама на сайте

 
 
 
   

 

Реклама на сайте

 
 
 
   


 

Реклама на сайте

 
   
   

 

 

Thunder Tiger MTA-4 - Рулевое управление

   
 

[НАЗАД]

[ОГЛАВЛЕНИЕ]

[ВПЕРЕД]

 

 

Thunder Tiger MTA-4 - Рулевое управление

 

 

4.1 Обзор рулевого управления:


Существуют тысячи мнений и тонких настроек рулевой системы МТА-4, и на этих страницах мы попытаемся осветить наиболее интересные и важные места. Начните с основного "Настройка и модификации" для уверенности, что вы установили твердую, сбалансированную основу. Если вы используете стандартное радиоуправление, убедитесь, что вы ознакомились с разделом "Модификация - канал #4" - это бесплатно и занимает всего несколько секунд для выполнения.

Если после этого вы по-прежнему неудовлетворенны, вам нужно подумать о замене рулевого сервопривода. Есть множество хороших сервоприводов, но одним из наилучших является Thunder Tiger DS1015, с крутящим моментом 14.5 кг/см при 6В и поворотом на 60 градусов за 0,1 сек. Кроме рулевого сервопривода, другим хорошим улучшением будет NiMH аккумуляторная батарея с 5 элементами (6 вольт). Приобретите аккумуляторную батарею с емкостью не менее 1100 mAh.

Если вам необходимо более мощное рулевое управление с быстрым откликом, тогда взгляните на страницу "Два сервопривода рулевого управления". Для максимального управления на низких скоростях и на очень сложных трассах, рассмотрите "Управление четырьмя колесами".

 

4.2 Настройка и модификации

Перед тем, как начинать настройки, убедитесь, что все детали находятся в хорошем состоянии. Замените болтающиеся наконечники тяг, замените или исправьте слабые сервосейверы, затем продвигайтесь вперед в соответствии с перечисленными шагами с целью настройки и регулировки вашей рулевой системы:

1. Отсоедините качалку сервопривода или сервосейвер (убедитесь, что сервосейвер тугой).
2. Руками поверните колеса, убедитесь, что нет застревания.
3. Начните выравнивать длину регулируемых тяг (как показано ниже).
4. Отрегулируйте опорные шаровые шарниры ступиц таким образом, чтобы резьбовая часть была внутри вровень с краем рычага (но не глубже).
5. Отрегулируйте заглушки опорных шаровых шарниров так, чтобы не было избыточного люфта, но без зажатия.
6. Установите развал (-1?) путем поворачивания опорных шаровых шарниров немного внутрь или наружу.
7. Теперь одинаково отрегулируйте регулируемые тяги (turnbuckles) для получения нулевого схождения.
8. С совершенно прямыми качалками (bellcranks) (смотри картинку "выравнивание" ниже), проверьте, что колеса направлены прямо.
9. Отрегулируйте регулируемые тяги так, как необходимо для того, чтобы качалки и колеса вместе были направлены прямо.
10. Теперь включите передатчик и приемник, и установите триммер поворота в нулевое положение.

Теперь снова подсоедините сервопривод к рулевому управлению, но удостоверьтесь, что передние колеса направлены прямо вперед, а также не поворачивайте сервопривод. Если сервосейвер не встает в нужное положение, тогда просверлите новое отверстие в сервосейвере для установки рычага в точное положение, в котором все остается направленным прямо. Это достаточно легко, если вы используете большой сервосейвер, например "DuraTrax Large Heavy Duty Servo Saver" (смотри изображение ниже).



Если вы используете OPTIONAL STEERING KIT - PD1762 (или не можете просверлить отверстие в сервосейвере), тогда вы можете изготовить регулируемую из короткой регулируемой тяги 3х36 мм (или отрезка нарезной шпильки) и двух наконечников тяг с шарнирами (6 мм).


 

Выравнивание качалок (Bellcrank)

Этот момент действительно требует внимания. Если вы даже немного неправильно расположите качалки, тогда ваше рулевое управление будет ограничено (на одной стороне) наконечниками тяг, упирающимися в корпус дифференциала.

Это изображение показывает корректное расположение качалок. В первую очередь вы должны убедиться, что качалки отцентрованы, а затем отрегулируйте тяги так, чтобы колеса были направлены прямо вперед.



Следующая картинка показывает неправильное выравнивание. Если ваши колеса направлены прямо и качалки расположены так, как на этом изображении, тогда у вас будет неравные углы поворота.


 

Выравнивание регулируемых тяг (Turnbuckle Equalization)

Хорошо, давайте рассмотрим один из основных вопросов, который отмечает большинство пользователей. Это то, что МТА-4 лучше поворачивает в одну сторону, чем в другую. Это вызвано обычно тем, что ваши регулируемые тяги (turnbuckles) не равны по длине. Таким образом, один из наконечников тяги упирается в корпус дифференциала и ограничивает поворот в эту сторону. Поэтому, первым шагом является их демонтаж и регулировка до одинаковой длины, как показано ниже:



Примечание: Наконечники тяг МТА-4 печально известны быстрым износом. Имейте в запасе набор запасных наконечников и заменяйте те, которые неплотно сидят на шарнирах!

После того, как вы сделали их одинаковыми, запомните, что нужно регулировать обе тяги одинаково, поддерживая одинаковую длину. Вы должны тщательно отрегулировать расположение и центровку деталей. Я думал, что был достаточно близок к идеальной регулировке. Затем я поместил свой МТА-4 на настроечный стенд и провел измерения, которые меня удивили. Мои первые измерения были такими:

Левое колесо - 20°/20° (в сумме 40°)
Правое колесо - 30°/14° (в сумме 44°)

Я увидел здесь огромную проблему, так как одна сторона не поворачивалась настолько, насколько поворачивалась другая. Левая сторона поворачивала намного меньше, чем правая. Я посмотрел снизу и быстро обнаружил причину. Наконечник рулевой тяги упирался в корпус дифференциала. Если более конкретно, небольшая шайба (которую я поставил над шарниром, чтобы наконечник не соскакивал) упиралась в корпус дифференциала. Здесь приведено изображение:



Я начал с демонтажа регулируемых тяг и их выравнивания. Затем, при установке тяг обратно, я удалил небольшие шайбы, чтобы позволить наконечникам как можно ближе подойти к корпусу дифференциала. Теперь мои измерения стали следующими:

Левое колесо - 33°/19° (в сумме 52°)
Правое колесо - 33°/17° (в сумме 50°)

Итак, вы можете видеть, что мне удалось намного увеличить поворот, просто выровняв регулируемые тяги и исправив проблему, которую я сам создал (путем использования небольших шайб).

 

Подшипники качалок (Bellcrank Bearings)

Есть еще один трюк, который может помочь работе рулевого управления. Замените пластиковые втулки в системе рулевого управления на подшипники 5x10x4мм, это значительно улучшит плавность работы и снизит сопротивление в узле рулевого управления. Заодно поставьте снаружи подшипников шайбы 5x7мм, это позволит устранить задевание подшипников за опорные поверхности и снизит величину люфтов в системе рулевого управления. Такие подшипники и шайбы используются в сцеплении.



Не забудьте заменить ваш сервосейвер на что-нибудь действительно хорошее. Например:

DuraTrax Large Heavy Duty Servo Saver (DTXC2582)


Ofna Servo Saver Heavy Duty (10760)


Kimbrough Servo Saver Heavy Duty (KIM124)


В качестве альтернативы можно использовать опциональный набор рулевого управления (OPT STEERING KIT, MTA4, TTRPD1762).


Опциональный набор рулевого управления (OPT STEERING KIT, MTA4, TTRPD1762)


Это изображение показывает хорошее начальное положение для опционального сервосейвера. Сервосейвер достаточно жесткий, но срабатывает в случае жесткого воздействия.



Очень важно каким-нибудь образом зафиксировать регулировочное кольцо. Некоторые используют циакриновый клей. Я использовал гайку (показанную на изображении) для фиксации регулировочного кольца. Такие гайки можно найти в магазинах автозапчастей или на старых тумблерах.

 

Модификация для увеличения угла поворота колес

Этот раздел описывает модификации необходимые для уменьшения радиуса поворота. Существует три необходимые вещи, которые вам нужно сделать:

1. Изготовить новую плату Аккермана, переместив внешние отверстия примерно на 3 мм.
2. Проточить углубления в ступицах (кулаки).
3. Проточить углубления в рычагах подвески.



Вы можете изготовить новую плату Аккермана из полоски алюминия толщиной примерно 4 мм и затем просверлить в ней отверстия и нарезать резьбу, или можно изготовить ее из полоски стали толщиной примерно 1,5 мм. Если вы используете стальную полоску, вам потребуются гайки на концах крепежных винтов. Расстояние от центра платы до центра внешнего отверстия составляет примерно 31 мм, или между центрами внешних отверстий  62 мм.

 

Следующим этапом, вам потребуется сточить часть пластмассы на передних ступицах. Вам нужно это сделать только на одной стороне каждой ступицы, как показано на изображении ниже.

Не забудьте о нижних рычагах подвески, они также требуют небольшой обработки.



Как только вы модифицируете ступицы, вам потребуется сточить часть пластмассы на нижних рычагах подвески.



Вполне возможно, что вам потребуется более длинный сервосейвер или рычаг сервопривода, для увеличения расхода, так как вы теперь увеличили потенциал для поворота колес.

 

4.3 Модификация - канал #4

Если вы используете стандартное радиоуправление, первое, что стоит сделать - это превосходную модификацию - "канал №4". Эта модификация позволяет обойти BEC и подать на сервоприводы полное напряжение питания, что существенно улучшит вращающий момент и скорость отработки сервопривода. 

Далее приведена пошаговая инструкция по выполнению модификации "канал №4":

Шаг 1: Извлеките приемник из контейнера.

Шаг 2: Вытащите разъем от батареи (A) из приемника (тот, в котором два провода и сбоку написано "BATT").

Шаг 3: подсоедините разъем от батареи в гнездо канала №4 (B).



Вот и все!

Наслаждайтесь бесплатным увеличением мощности рулевого управления!

 

4.4 Два сервопривода рулевого управления


Это великолепная модификация, которая добавляет небольшой вес к передней части трака, что действительно помогает с поворачиваемостью в тесных поворотах.

Установка двух сервоприводов

Что вам потребуется:

  • Два одинаковых сервопривода рулевого управления (Thunder Tiger DS1015)
  • Детали рулевого механизма, MTA4 (TTRPD1507)


  • Крепежные детали рулевого механизма, MTA4 (TTRPD1509)


  •  Еще один сервосейвер, MTA4 (TTRPD1525)


  • Y-коннектор для сервоприводов


  • Бормашина с отрезными дисками и шлифовальными кругами



Как это было сделано:



1. Снимите переднюю алюминиевую защитную панель.

2. Снимите правую рулевую качалку, у которой нет рычага для подсоединения сервопривода, и замените ее на качалку из набора деталей рулевого механизма, у которой есть рычаг для подсоединения сервопривода.



3. Измерьте с левой стороны расстояние от передней кромки бокового щитка до дальнего края корпуса сервопривода (не включая крепления сервопривода) - отрезок "А" на изображении. Теперь отметьте такой же отрезок на правой стороне - отрезок "А2" на изображении.

4. Теперь вам нужно сделать другую отметку, использую длину корпуса сервопривода, который вы будете использовать. В моем случае это было 40 мм, поэтому я отметил 40 мм вверх от первой отметки. И в этом случае, когда вы делаете замеры, не включайте в измерение крепление сервопривода, только длину корпуса - отрезок "С" на изображении.

5. Теперь вам нужно отметить ширину корпуса вашего сервопривода. Добавьте к замеру пару миллиметров, чтобы вы смогли впоследствии регулировать положение сервопривода. В моем случае ширина корпуса сервопривода была 20 мм, поэтому я поставил отметку в 23 мм - отрезок "В". Используйте кромку вдоль шасси на боковом щитке (линия "С") в качестве точки отсчета в ваших измерениях.

6. Разметьте прямоугольное отверстие, используя проведенные измерения. Снимите отсек радиооборудования. Прорежьте размеченное отверстие с помощью ножа или бормашины.

7. После изготовления отверстия, проверьте, пройдет ли сервопривод в отверстие. Если вы правильно изготовили отверстие, сервопривод должен иметь возможность смещаться на пару миллиметров из стороны в сторону.

8. Вытащите сервопривод и установите отсек радиооборудования на место (нет необходимости подсоединять все тяги, так как вы еще будете снимать отсек). Теперь, используя отверстие в боковом щитке, начертите контур отверстия на нижней стороне батарейного отсека.

9. Снимите отсек радиооборудования, снимите выключатель из батарейного отсека и вытащите все провода, которые могли быть проложены в батарейном отсеке. Теперь используйте бормашину с отрезным диском для прорезки отверстия в нижней части батарейного отсека.



10. Вам, вероятно, также потребуется вырезать часть угла батарейного отсека там, где расположено отверстие для выключателя. Вы можете полностью избавиться от выключателя и подключать разъем непосредственно к батарее. Если вы хотите оставить выключатель, вам придется вырезать для него отверстие в крышке батарейного отсека.

11. После того, как вы прорезали все отверстия, возьмите кабель Y-коннектора и вставьте его в разъем для сервопривода рулевого управления в приемнике. Подключите штатный сервопривод рулевого управления (на левой стороне) к разъему Y-коннектора. Проложите другой конец кабеля Y-коннектора в батарейный отсек, чтобы облегчить доступ к разъему для сервопривода.

12. Вставьте шарики шарниров в тягу из набора деталей рулевого механизма, затем закрепите тягу для второго сервопривода на качалке, которую вы установили ранее. Теперь установите переднюю алюминиевую защитную панель и отсек радиооборудования. Присоедините штатный сервопривод (на левой стороне) к левой тяге.

13. Включите передатчик и приемник, и отцентруйте рулевое управление с помощью штатного сервопривода рулевого управления (на левой стороне). Обратите внимание на положение винтов рулевого управления, они должны располагаться симметрично относительно центра - стрелки указателя "Е".



14. Теперь установите второй сервопривод и подключите его к разъему Y-коннектора. Используйте правую тягу в качестве точки отсчета и установите сервосейвер на сервопривод. Здесь вам пригодится дополнительная ширина отверстия для сервопривода. Перемещайте сервопривод из стороны в сторону до тех пор, пока отверстие в шарике шарнира не выровняется с отверстием в сервосейвере. Перед тем ,как крепить сервопривод, поработайте рулевым управлением, чтобы убедиться, что сервосейверы выстраиваются в одном направлении при перемещении рулевого управления от одной крайней точки до другой. Это гарантирует, что сервоприводы не будут бороться друг с другом при работе рулевого управления.

15. Как вы можете видеть на следующем изображении, нижняя часть батарейного отсека является достаточно толстой, она будет надежно удерживать сервопривод на месте. Просверлите отверстия сверлом немного меньшего диаметра, чем винты крепления, это обеспечит надежное удерживание винтов, когда вы их завернете.



16. Закрепите сервопривод и закрепите тягу на сервосейвере. Теперь ваши сервоприводы отцентрованы и соединены вместе.

17. Удостоверьтесь, что сервоприводы правильно отцентрованы, вы не должны слышать никакого жужжания (звона), когда рулевое управление находится в нейтральном положении. Также, сейчас самое время проверить и настроить конечные точки канала рулевого управления в передатчике.

18. Теперь вам осталось решить, где расположить вашу бортовую батарею При использовании штатной выхлопной трубы, можно просто просверлить пару отверстий в боковом щитке и пристегнуть батарею с помощью нейлоновых стяжек. Вы может это увидеть на предыдущих изображениях, батарея расположена над отверстием в боковом щитке - стрелка "F".

Примечание: На самом деле гораздо лучше будет смонтировать второй сервопривод непосредственно на отсек радиооборудования, а отверстие в боковом щитке сделать по полному размеру сервопривода. В этом случае всю электронику можно будет извлекать из трака в виде единого блока, что весьма облегчает и ускоряет очистку трака после заездов.



Примечание: Если вы используете боковую выхлопную трубу, тогда можно использовать "линейную" аккумуляторную батарею и установить ее с помощью нейлоновых стяжек снизу на боковом щитке непосредственно под выхлопной трубой.


Вот и все!

Наслаждайтесь удвоенной мощностью рулевого управления!

 

4.5 Управление 4 колесами (4WS)


Это может быть очень полезным, если вы катаетесь на очень маленькой, тесной трассе или вы просто хотите получить больше удовольствия от развлечения. Если вы начнете подобный проект, вы быстро обнаружите, что существует много способов реализации управления задними колесами. Вам потребуется умение пользоваться бормашиной (Dremel) и умение сверлить и зенковать отверстия для винтов 3мм. Не пожалейте вашего времени и хорошо подумайте перед тем, как начать сверлить, шлифовать и резать.


Выглядит забавно, не правда ли?

 

Вариант 1: Второй сервопривод сзади

Это наилучший способ реализовать управление задними колесами. Посмотрите на изображения ниже. Великолепная идея!



Я приобрел опциональный набор рулевого управления (OPT STEERING KIT, MTA4, TTRPD1762) и переднюю защитную панель.

Примечание: Вполне можно обойтись еще одним комплектом штатного рулевого управления: детали рулевого механизма MTA4 (TTRPD1507), крепежные детали рулевого механизма MTA4 (TTRPD1509) и оси и втулки рулевого механизма MTA4 (TTRPD1508).

Затем я снял штатное рулевое управление спереди (вместе с подшипниками) и установил его сзади.

Вам потребуется установить переднюю защитную панель на заднюю сторону, что потребует фрезеровки шасси, сверления и нарезки резьбы для четырех 3 мм винтов.

Необходимо перевернуть задние ступицы и приобрести комплект передних регулируемых тяг для рулевого управления.

При установке передней защитной панели на заднюю сторону, я обнаружил, что требуется немного выпрямить защитную панель, так как задний дифференциал стоит под другим углом. Установите стойки качалок рулевого управления на защитную панель. Перед установкой защитной панели, смажьте краской другие концы стоек, тогда при установке защитной панели на место краска пометит на шасси место для сверления отверстий под стойки качалок. Также пометьте другие 4 отверстия в шасси на конце защитной панели. Далее придется профрезеровать вырез в шасси для прохода тяги рулевого управления.



Необходимо изготовить новую тягу рулевого управления из короткой регулируемой тяги (3х36 мм) и двух наконечников с шарнирами (6 мм).



Установите качалки рулевого управления  и присоедините тягу к рычагу сервопривода. Переверните ступицы на другую сторону и подсоедините новые рулевые тяги к системе рулевого управления и к ступицам.

 

4.6 Влияние колесных дисков



Диапазон поворота колес

Вы можете об этом не знать, но в МТА-4 существует проблема касания рулевыми тягами диска колеса при полном повороте внутреннего колеса. Здесь приведены результаты теститрования четырех различных колес:

  • Без колес, левое колесо налево-направо  - 33°/19° (в сумме 52°)
  • BowTie 40 серии, левое колесо налево-направо - 33°/19° (в сумме 52°)
  • Штатное колесо МТА-4, левое колесо налево-направо - 33°/17° (в сумме 50°)
  • T-Maxx Bow Tie, левое колесо налево-направо - 33°/16° (в сумме 49°)
  • T-Maxx Bow Tie с выносом, левое колесо налево-направо - 33°/19° (в сумме 52°)


Вы можете видеть, что диски 40 серии с шинами Bow Ties обеспечивают хороший угол поворота, но они все же касаются регулируемых тяг. Штатные диски МТА-4 и диски T-Maxx касаются регулируемых тяг гораздо больше и вызывают некоторую потерю угла поворота. Однако, диски T-Maxx с выносом даже не приближаются к качанию с регулируемыми тягами.

Диски Pro-Line 40 серии с шинами BowTies только слегка касаются регулируемых тяг, но не ограничивают угол поворота.



Штатные диски МТА-4 достаточно сильно касаются регулируемых тяг и ограничивают угол поворота.



Диски T-Maxx сильно касаются регулируемых тяг и являются самым сильным ограничителем угла поворота из всех протестированных дисков.



Диски T-Maxx с выносом, обладают достаточным пространством и даже не приближаются к соприкосновению с регулируемыми тягами.


 

4.7 Самодельный настроечный стенд


На этой странице мы не будем вдаваться в подробности определений схождения, развала или угла Аккермана.

Положим, что вы знаете значение все этих терминов. Можно построить свой собственный настроечный стенд, с помощью которого можно точно измерять схождение, развал и угол Аккермана. Кастер в МТА-4 не регулируется, поэтому можно не пытаться его измерять.

Здесь изображен вариант настроечного стенда:



Для проведения измерений можно использовать внешний край оргстекла (акрил). Здесь изображена правая ступица, повернутая примерно на 30°. Это должно дать вам идею о том, как проводить измерения.


 

 

 

[НАЗАД]

[ОГЛАВЛЕНИЕ]

[ВПЕРЕД]



Вернуться к списку   Обсудить на форуме



 
   
 

Перепечатка материалов без согласования с администрацией сайта ЗАПРЕЩЕНА. © 2006 Карта сайта
Разработано в
AlkoDesign