Постигаем "Центр крена" (Roll Center)
Автор статьи: Glenn Cauley. Автор перевода: Владислав Ярополов.
Что такое центр крена?
"Центр крена" (RC) является теоретической точкой, вокруг которой кренится шасси, и он определяется конструкцией подвески. Передняя и задняя подвески имеют различные центры крена.
"Ось крена" (roll axis) является воображаемой линией между передним и задним центрами крена.
Величина, на которую кренится шасси в поворотах, зависит от положения оси крена относительно центра тяжести (center-of-gravity, CG) автомодели. Чем ближе находится ось крена к центру тяжести, тем меньше шасси будет крениться в поворотах. Крен шасси на одном или другом конце автомодели обеспечивает большее сцепление на этом конце автомодели.
Центр крена является одной из наиболее недоиспользуемых регулировок автомодели, и в то же время одной из самых эффективных регулировок. Это происходит потому, что центр крена оказывает немедленное влияние на управление автомоделью, тогда как стабилизаторы поперечной устойчивости, амортизаторы и пружины требуют крена автомодели перед тем, как они начинают оказывать влияние.
Основные принципы центра крена
Далее приведены основные сведения о центре крена (RC) и центре тяжести (CG).
- Центр крена является точкой, вокруг которой кренится автомодель.
- Каждый конец автомодели (передний и задний) обладает своим собственным центром крена.
- Центр тяжести (CG) является точкой, на которую действуют все угловые ускорения.
- Центр крена (RC) и центр тяжести (CG) находятся (в идеале) в середине (по ширине, слева направо) автомодели.
- Центр крена (RC) по вертикали находится ниже центра тяжести (CG).
- Крен порождает большую величину сцепления.
Где находится центр крена?
Центр крена определяется геометрий подвески автомодели. Каждый конец автомодели имеет свой собственный центр крена, определяемый геометрией подвески на этом конце автомодели.
Следующая схема показывает, как вы можете определить положение центра крена на каждом из концов автомодели.
Выглядит немного сложно, но это можно разложить на составляющие:
- Линия "A" параллельна верхнему рычагу подвески.
- Линия "B" параллельна нижнему рычагу подвески.
- Линии "A" и "B" пересекаются в точке "IP".
- Линия "C" проходит от точки контакта колеса (WC - нижний центр колеса) к точке "IP".
- Точка, в которой линия "C" пересекает центральную ось автомодели (CL), является центром крена.
Регулировка центра крена
Вы можете настраивать центр крена путем изменения угла наклона рычагов подвески.
ВАЖНО: Всегда удостоверяйтесь, что левая и правая сторона автомодели обладают одинаковыми настройками!
Регулировка центра крена может быть выполнена множеством способов, это зависит от вашей автомодели. Для изменения положения центра крена вы можете изменять положение обоих концов рычагов подвески. Иногда бывает проще изменить положение внутреннего шарнира рычага подвески (ближе к шасси), а иногда бывает легче изменить положение внешнего шарнира рычага подвески (ближе к колесам).
Производители автомоделей в последнее время используют некоторые передовые методы для выполнения этих регулировок на своих автомоделях. Большинство современных автомоделей, с уровнем от средних до профессиональных, обладают некоторыми из этих способов регулировки центра крена.
При регулировке центра крена, изменения в положении верхнего рычага подвески приводят к небольшим изменениям в положении центра крена, а изменения в положении нижнего рычага подвески приводят к большим изменениям в положении центра крена (поскольку нижние рычаги расположены ближе к центру крена, изменения в угле наклона нижних рычагов подвески будут оказывать большое влияние на положение центра крена).
- Для снижения центра крена, сделайте рычаги подвески более горизонтальными.
- Для повышения центра крена, сделайте рычаги подвески более наклоненными.
Как работает центр крена?
При прохождении поворотов, центробежная сила воздействует на центр тяжести (CG) автомодели, стремясь вытолкнуть автомодель к внешней стороне поворота. Это вызывает вращение центра тяжести (CG) вокруг центра крена (RC). Так как центр крена (RC) находится ниже центра тяжести (CG), угловое ускорение вызывает вращение автомодели по направлению действия силы. Следовательно, автомодель кренится к внешней стороне поворота.
- Если центр крена (RC) находится далеко от центра тяжести (CG) (более низкий центр крена), то при прохождении поворота центр тяжести (CG) обладает большим рычагом относительно центра крена (RC), поэтому автомодель кренится больше.
- Если центр крена (RC) находится ближе к центру тяжести (CG), то при прохождении поворота центр тяжести (CG) обладает меньшим рычагом относительно центра крена (RC), поэтому автомодель кренится меньше.
- Если центр крена (RC) находится прямо в центре тяжести (CG), то при прохождении поворота центр тяжести (CG) не имеет рычага относительно центра крена (RC), поэтому автомодель совсем не кренится.
В зависимости от того, как ведет себя автомодель, вы можете захотеть, чтобы один из концов автомодели кренился больше или меньше. Вы можете соответственно изменить высоту центра крена (RC) для удаления или приближения к центру тяжести (CG), который для всех случаев является фиксированной точкой.
Влияние переднего центра крена
Передний центр крена оказывает наибольшее влияние на поворачиваемость при ускорении автомодели во время прохождения середины поворота и на выходе из поворота.
Более низкий передний центр крена
- Больше поворачиваемость при ускорении.
- Автомодель менее отзывчива.
- Больше подходит для ровных трасс с высоким сцеплением и длинными быстрыми поворотами.
Более высокий передний центр крена
- Меньше управляемость при ускорении.
- Автомодель более отзывчива.
- Используйте в условиях высокого сцепления для предотвращения переворачивания.
- Используйте на трассах с быстрыми изменениями направления (шиканы).
Влияние заднего центра крена
Задний центр крена влияет на управляемость при ускорении и управляемость со сброшенным газом во всех фазах поворота (вход, середина, выход).
Более низкий задний центр крена
- Большее сцепление при ускорении.
- Меньшее сцепление при торможении.
- Используйте для предотвращения переворачивания на входе в поворот (увеличивает заднее сцепление).
- Используйте в условиях низкого сцепления.
- Увеличивает сцепление, уменьшает износ задних шин.
Более высокий задний центр крена
- Меньше поворачиваемость при ускорении.
- Автомодель более отзывчива.
- Используйте в условиях высокого сцепления для предотвращения переворачивания.
- Используйте на трассах с быстрыми изменениями направления (шиканы).
Это еще не все
Управляемость автомодели определяется взаимодействием множества факторов: кастер, развал, стабилизаторы поперечной устойчивости, амортизаторы и пружины и т.д. Поэтому, имейте в виду, что не существует единственной "главной" регулировки, которая сделает вашу автомодель похожей на автомобиль Formula 1, это все является предметом компромиссов.
Поэтому делайте небольшие изменения и только по одному за один раз.
Вернуться к списку Обсудить на форуме
|