|
Касторовое масло
Автор статьи: Bert Striegler. Автор перевода: Владислав Ярополов.
Нам необходимо вернуться к основам смазывания, чтобы получить лучшее представление о том, что происходит в модельном двигателе. Чтобы любая жидкость действовала, как смазка, она должна для начала быть достаточно "полярной", чтобы смачивать движущиеся поверхности. Далее, она должна иметь высокую устойчивость к поверхностному кипению и испарению при рабочих температурах. В идеале, жидкость должна обладать "маслянистостью", которую трудно измерить, но как правило это требует наличия высокомолекулярной структуры. Даже вода может быть хорошей смазкой при правильных условиях.
Касторовое масло отвечает этим довольно простым требованиям при использовании в двигателе, с одним серьезным недостатком, который заключается в температурной нестабильности. Эта необычная нестабильность является свойством, которое позволяет касторовому маслу смазывать при гораздо более высоких температурах, чем те, при которых будет работать большинство синтетических масел. Касторовое масло состоит примерно из 87% триглицерида рицинолеиновой кислоты, [ (CH3(CH2)5CH(OH)CH2CH=CH(CH2)7COO)3(OC)3H5 ], который является уникальным в том, что обладает двойной связью в 9 положении и гидроксилом в 11 положении. При повышении температуры, оно теряет одну молекулу воды и становится "сухим" маслом. Касторовое масло обладает превосходной стабильностью при хранении при комнатной температуре, но оно быстро полимеризуется при повышении температуры. При полимеризации, оно образует еще более тяжелое "масло", которое богато сложными эфирами. Эти сложные эфиры не разлагаются до температур примерно 650º F (343º C). При этих высоких температурах касторовое масло образует огромные молекулярные структуры - другими словами, при повышении температуры, касторовое масло, подвергнутое этим температурам, отвечает тем, что становится еще лучшей смазкой!
К сожалению, конечным продуктом этого процесса является то, что мы называем "лакообразным нагаром". Итак, вы не можете иметь все сразу, но вы можете добиться нужного результата путем использования смеси из касторового масла с полиалкилен гликолем, таким как Union Carbide UCON, или MA 731. Эта смесь обладает некоторыми синергическими свойствами, или лучшими свойствами, чем у каждого продукта в отдельности. В качестве любопытной информации, касторовое масло может быть до некоторой степени стабилизировано с помощью добавления небольших количеств витамина E (Tocopherol), но если вы сделаете его слишком устойчивым, оно уже не будет обеспечивать необычной высокотемпературной защиты, которую обеспечивало прежде.
Касторовое масло обычно не растворимо в обыкновенных минеральных маслах, но если вы полимеризуете его в течение нескольких часов при температуре 300º F (149º C), полимеризованное масло станет растворимым. Гидрогенизация позволяет достичь примерно такого же эффекта.
Касторовое масло обладает и другими уникальными свойствами. Оно очень полярно и обладает высоким сродством к металлическим поверхностям. Оно имеет температуру вспышки всего лишь 445º F (229º C), но его температура воспламенения составляет примерно 840º F (449º C)! Это очень необычное поведение, если сравнивать с полиалкилен гликолями, которые имеют температуру вспышки около 350-400º F (176-204º C) и температуру воспламенения около 550º F (288º C), или немного выше. Почти все обычные синтетические масла, которые мы используем, горят в камере сгорания, если вы слишком обедните топливную смесь. Касторовое масло этого не делает, поскольку при повышении температуры усердно образует все более сложные полимеры. Большинство синтетических масел кипит на стенках гильзы при температурах немного выше их температуры вспышки. То же самое может происходить в области поршневого пальца, в зависимости от конструкции двигателя.
Синтетически масла также обладают другой интересной особенностью - они стремятся вернуться к материалам, из которых они были сделаны, обычно это этиленоксид, комплексные спирты или другие менее подходящие смазки. Это происходит очень быстро при достижении критической температуры. Мы называем этот феномен "разложением" по очевидным причинам. Итак, у вас есть выбор. Запустите двигатель со слишком бедной топливной смесью, и он будет слишком горячим. Синтетические масла сгораю или просто испаряются, а касторовое масло разлагается в мягкий "лакообразный нагар" и ряд сложных эфиров, которые по-прежнему обеспечивают мощную смазку. Серьезное основание для смешения этих двух смазок!
Несмотря на все это - синтетические масла являются превосходными смазками, если вы знакомы с их ограничениями и работаете в пределах этих ограничений. При использовании должным образом, жизнь двигателя будет хороша с любым из этих продуктов. Поджаренное при бедном запуске, касторовое масло будет всегда выигрывать. Смесь двух масел может обеспечить лучшие свойства обоих смазок. Большинство двигателей может работать с небольшим количеством касторового масла в масляной смеси, но дизели с их высокой тепловой нагрузкой и высокими давлениями на поршневой палец, лучше работают при более высоком содержании касторового масла в масляной смеси.
Как и большинство вещей в этой жизни, смазки всегда являются компромиссом хороших и плохих свойств. Синтетические масла обеспечивают чистоту двигателя, а касторовое масло загрязняет двигатель, но, по крайней мере, теперь мы знаем почему!
Вернуться к списку Обсудить на форуме
| |