|
Как выбрать шины для полноприводной туринговой автомодели(4WD "Touring Sedan")
Автор статьи: Eric Perez. Автор перевода: Владислав Ярополов.
(Часть 1)
Введение Определение типа поверхности трассы Терминология шин Быстрый выбор шин Теория выбора шин Влияние настройки шасси на выбор шин Решение общих проблем вождения Резиновые шины: 1. Шины из цепкой резины ("Traction Rubber") 2. Шины из температурной резины ("Temperature Rubber") 3. Шины из гибридной резины ("Hybrid Rubber") Летнее тестирование шин Обзор шины "Panther LP-Slick" Заключение
Введение
В наши дни вы много слышите и читаете о шинах в журналах, на трассе и в веб-конференциях по всему миру. Что есть такого в этой теме, что так интересует нас гонщиков. Все, что имеет автомодель для препятствия скольжению на протяжении всей трассы, это маленькие области под шинами. Максимизация сцепления в этих четырех пятнах, именно этому посвящены все настройки шин и автомодели. Даже если у вас идеальная настройка шасси и наилучшим образом настроенный двигатель, без надлежащих шин вы не будете ездить лучше, чем если бы вы использовали "Slick 50" в качестве намазки!
Есть много факторов, которые нужно учесть, чтобы эффективно выбрать шины, которые необходимы вашей автомодели для наилучшего ее функционирования. Первый вопрос, который вы должны себе задать, это готовы ли вы потратить некоторую сумму денег, чтобы заставить вашу автомодель сцепляться с трассой. Я дам вам некоторые основные настройки шин, которые работают для большинства поверхностей. Если вы готовы пожертвовать некоторой долговечностью ради улучшения характеристик, тогда давайте продолжим. Нет, я не забыл, что вы бюджетный гонщик (я тоже считаю себя бюджетным гонщиком). Я знаю, что шины являются одним из самых дорогих компонентов бюджета гонщика, особенно если вы управляете автомоделью с двигателем внутреннего сгорания и регулярно делаете заезды по 20 минут. Никто не любит тратить по 40$ на комплект шин для того, чтобы узнать, что автомодель управляется хуже, чем она это делала с потрепанными тренировочными шинами. Именно поэтому лучше проводить эксперимент, когда вы знаете результат. Всегда посоветуйтесь с гонщиками, которые побеждают, чтобы получить идею относительно того, какие типы шин лучше работают на этой трассе. Нет смысла тратить деньги и проводить исследовательскую работу, если база знаний уже есть. Если местные гонщики темнят, тогда поинтересуйтесь в хобби магазине, по крайней мере вы будете знать, какие шины лучше продаются. Просто помните, что небольшая предварительная исследовательская работа может спасти вас от большой головной боли в будущем. Когда вы покупаете шины, не забудьте выбросить никуда негодные вставки с открытыми порами, которые большинство производителей включает со своими шинами, и вместо этого используйте формованные вставки.
Определение типа поверхности трассы
Шина предназначена для использования при определенной температуре и типе поверхности. Поэтому первым шагом в правильном выборе шин является правильное определение типа поверхности, по которой вы планируете гонять вашу автомодель. Шины, которые работают при определенной температуре и поверхности, возможно не будут работать, или не будут работать так же хорошо, в других условиях. Не является необыкновенным иметь зимние, осеннее/весенние и летние настройки. При изменении температуры и условий трассы некоторые типы шин будут лучше адаптироваться к изменения, чем другие. Если вам доведется ездить по нескольким различным поверхностям, вы вероятно закончите с оптимальной настройкой шин для каждой трассы или можете найти золотую середину и получите набор шин, который будет работать на большинстве поверхностей.
Бетон |
Асфальт |
Грубый |
Гладкий |
Уплотненный |
Неуплотненный |
Очищенный и Продутый |
С добавкой для сцепления |
Очищенный и Продутый |
С добавкой для сцепления |
Ровный |
Ухабистый |
Ровный |
Ухабистый |
Горячий или Теплый |
Холодный |
Горячий или Теплый |
Холодный |
Терминология шин
Быстро освежим терминологию шин: Есть два основных типа шин. Это шины из вулканизированной резины и шины из микропористой резины. Шины из вулканизированной резины далее разделяются на две категории: температурная резина и цепкая резина. Как подразумевает название, температурные шины полагаются на нагрев для смягчения шины. Так как шина смягчается, она нагревается еще больше, вызывая распадение внешнего слоя резины, что порождает высокий уровень сцепления. Шины из цепкой резины для производства сцепления полагаются на мягкость шины и ее адгезионную способность. Эти шины очень мягкие и липкие. С этим типом резины с увеличением нагрева сцепление постепенно увеличивается, но это больше относится к смягчению резины и не связано с распадением внешнего слоя резины, как в случае с резиной, используемой для изготовления температурных шин. Большинство шин из цепкой резины продаются как долговечные или износостойкие шины с высоким сцеплением.
Быстрый выбор шин для асфальта
Для наилучших характеристик на асфальте вам необходимо использовать шины из микропористой резины. Это особенно верно, если вы имеете серьезную мощность и место для ее использования. При подходящей температуре нет ничего лучшего на асфальте, чем шины из микропористой резины. Наиболее популярными являются "red", "blue", "double orange" спереди и "orange", "purple", "pink" сзади.
Шины из температурной резины по моему опыту работают лучше, если вы должны использовать резиновые шины на асфальте. На асфальте я бы порекомендовал "Pro-Line S2" или "H13" с формованными вставками "hard" для передней оси, а для задней оси используйте "S3" с формованными вставками "medium/hard" или "medium". Если у вас скудный бюджет, то шины слик "Duratrax" для "Street Force GP" продаются менее, чем за 10$, и это за полный набор из четырех температурных шин!
Быстрый выбор шин для бетона
Шины из цепкой резины очень хорошо работают на бетоне. По мере увеличения нагрева, уровень сцепления также увеличивается, но нагрев не является столь критичным, так как шина уже достаточно мягкая. Если слишком жарко (в районе 30-40º C), тогда вам вероятно нужно использовать немного более жесткий состав резины или использовать армированную шину. Вам можете также понадобиться увеличить жесткость вставки для того, чтобы помочь шине немного лучше сохранять форму. Если температура подходящая, вы можете получить лучшее сцепление с шинами из температурной резины. Если это имеет место, тогда "H13" с вставкой "hard" спереди и "S2" с вставкой "hard" сзади должны обеспечить улучшенные характеристики. Если долговечность шины не важна, тогда "S2" спереди и "S3" сзади могут быть смертельной комбинацией для вашего соревнования.
Теория настройки шин
Золотое правило: шины - это 80% настройки автомодели. Вы можете в течение недели играть с вашей подвеской до тех пор, пока не заставите автомодель идти по трассе без заносов. Вы можете также взять гаечный ключ, за минуту заменить шины и получите хорошо управляемую автомодель. Это на ваш выбор.
Правда для плохо управляемой автомодели, смена шин будет самым легким, но не самым эффективным способом получить должным образом управляемую автомодель. Даже если вы смените шины, это скорее всего не даст вам 100% ожидаемого результата. Вам по прежнему будет необходимо поработать над общей настройкой шасси, но это все же вторично к наличию правильных шин. Если есть существенная ошибка в настройке вашего шасси, тогда смена колес вам не поможет, по крайней мере поможет недостаточно, чтобы привести вас к победе.
Некоторые проповедуют теорию, что вы должны учиться водить автомодель, которая обладает серьезной избыточной поворачиваемостью, и закручивается в тот момент, когда вы только касаетесь рулевого колеса. Другие считают нормальным для автомодели пробиваться с трудом через повороты и собирать горсть древесины каждый раз, когда входят в поворот на скорости больше, чем 8 км/ч. Я собираюсь раскрыть вам секрет: если бы водители "финала Г" обменялись автомоделями с водителями "финала А", тогда они вероятно добились бы намного лучших результатов (это не связано с мощностью двигателя). Я могу преуспеть в гонках, только если моей автомоделью легко управлять. Фактом является то, что если я могу привести автомодель к финишной черте, тогда средний гонщик сделал бы это еще лучше, чем я - с моей собственной автомоделью! Навыки вождения важны, но хорошо отрегулированная автомодель также является существенной частью победы.
Влияние настройки шасси на выбор шин
Настройка шасси
В последнее время "популярной" настройкой для последнего поколения "гоночных" седанов (вставьте здесь вашу автомодель) являются крайне жесткие подвески с очень толстыми стабилизаторами поперечной устойчивости, передними односторонними шкивами и задними неразрезными мостами. Если у вас шины из микропористой резины и трасса, которая сочится добавкой для сцепления, тогда возможно. Если у вас есть цифровая радиоаппаратура, диплом программиста и вы очень спокойный водитель, тогда это хорошая настройка! Единственной плохой чертой этих новых жестких настроек является то, что это делает автомодель очень дерганной и вам нельзя делать ошибок в вождении. Попробуйте эту настройку с неподходящими шинами или на неровной трассе, которая требует работы подвески, и ваша автомодель будет повсюду на трассе. Но не только это, вы будете напоминать болвана, выписывающего бублики на прямом участке трассы с помощью "спортивной" автомодели.
Если вы недавно обзавелись автомоделью и еще не привыкли к ней, тогда вы меньше всего нуждаетесь в крайне чувствительной, жесткой подвеске. Вам необходима автомодель, которая прощает вам ошибки, и к которой вы сможете привыкнуть. Вам также необходима автомодель, которая обладает небольшой недостаточной поворачиваемостью и слегка выталкивается при ускорении. Такой тип автомодели может водить каждый, она стабильна и менее подвержена ошибкам, чем дерганая автомодель с жесткой подвеской.
"Как заставить мою автомодель вести себя как эта?" - можете вы себя спросить, когда ваша автомодель цепляет очередную пригоршню деревянного бруса 5х10 - вон идет сверхбыстрый блестящий алюминиевый набор рычагов подвески (Разве алюминиевое барахло, как предполагается, сделает меня быстрее - вы так думаете?).
Чтобы получить автомодель, которой легко управлять, вам необходимо заставить подвеску работать равномерно. Передок всегда должен быть жестче, чем задняя часть. Масло для амортизаторов спереди всегда должно быть более вязким. Также, передние шины должны иметь меньшее сцепление, чем задние. Это достигается использованием жестких вставок спереди и более мягких сзади. Много раз вам будет необходимо использовать различные составы резины между передом и задом. Дело в том, чтобы у вас было согласованное сцепление спереди назад. Вы должны точно знать, как автомодель собирается себя вести, когда вы тормозите, разгоняетесь, проходите быстрый или медленный поворот. Для того, чтобы вы чувствовали себя удобно с автомоделью, она должна быть согласованной во всех точках на трассе. Не забудьте, что если вы начнете с предложенной производителем настройки, затем выберете подходящие шины, то вы на 80% приблизитесь к "идеальной" настройке. Остальное - это точная настройка шасси. Помните, это предполагает, что у вас все в порядке с навыками вождения.
Решение общих проблем вождения
Избыточная поворачиваемость
Наиболее общая проблема, с которой сталкиваются гонщики, состоит в том, что их автомодель обладает избыточной поворачиваемостью. Это означает, что автомодель слишком остро реагирует, когда вы пытаетесь повернуть передние колеса. В результате высокого уровня переднего сцепления задняя часть срывается в скольжение и хочет поменяться местами с передней частью всякий раз, когда вы отпускаете газ и пытаетесь повернуть передние колеса. Давайте сделаем короткий обзор, как исправить эту проблему управления. Некоторые автомодели работают хорошо с одинаковой комбинацией шина/вставка на всех четырех колесах, но большинство автомоделей в такой ситуации будет иметь различные уровни избыточной поворачиваемости.
(Избыточная поворачиваемость) Первостепенные изменения
Поменяйте переднюю шину на более жесткую (меньше сцепление) или перейдите на более мягкую заднюю шину (больше сцепление). Не тратьте впустую ваше время и деньги в попытках исправить серьезную ошибку в выборе шин с помощью регулировок подвески. Если выбор шин явился ошибкой, тогда сделайте себе любезность и замените шины. Вы всегда можете использовать ошибочный набор в качестве шин для развлечения или для обкатки нового двигателя на стоянке для автомобилей. Иногда, когда выбор шин очень ограничен, я советую вам обменять шины, передние на задние (в предположении, что у вас разные составы резины). В некоторых случаях это действительно хорошо работает, а в других проблема изменяется на прямо противоположную, т.е. автомодель переходит от избыточной поворачиваемости к недостаточной поворачиваемости.
(Избыточная поворачиваемость) Второстепенные изменения
- Уменьшите величину хода рулевого сервопривода.
- Установите передний развал в -0,5º и задний развал в -1,5º.
- Увеличьте передний кастер, если вам нужно убрать низкоскоростную поворачиваемость. Уменьшите передний кастер, если вы хотите убрать высокоскоростную поворачиваемость.
- Увеличьте заднее схождение, чтобы увеличить стабильность при ускорении.
- Увеличьте переднее схождение (это сделает управление менее отзывчивым в начале поворота).
- Увеличьте свободный ход подвески (уменьшите дроп) или уменьшите ограничение нижнего хода подвески автомодели (больший ход подвески позволит автомодели крениться больше и сделает ее менее чувствительной).
- Увеличьте передний дорожный просвет и/или снизьте задний, чтобы получить больший статический вес на задних колесах.
- Увеличьте вязкость масла в амортизаторах спереди, чтобы уменьшить поворачиваемость в середине поворотов.
- Установите спереди более жесткие пружины и/или установите передний стабилизатор поперечной устойчивости. Установите сзади следующие более мягкие пружины. Крен шасси создает сцепление. Слишком большой крен ведет к неустойчивости и переворачиванию.
- Снизьте действие переднего дифференциала, затянув шариковый дифференциал. Если ваш а автомодель снабжена шестеренчатыми дифференциалами, вы можете использовать более вязкое силиконовое масло или густую высокотемпературную смазку для замедления передачи мощности. Тугой передний дифференциал будет способствовать небольшому выталкиванию автомодели (недостаточная поворачиваемость) при ускорении, таким образом облегчая управление автомоделью. Желательно, чтобы задний дифференциал был мягким, так чтобы вы могли легко передать мощность на любое заднее колесо.
Недостаточная поворачиваемость
Если автомодель обладает недостаточной поворачиваемостью, это означает, что автомодель в повороте не поддается вашим попыткам повернуть. Автомодель с трудом пробивается через повороты без переднего сцепления до тех пор пока: А) автомодель замедлится достаточно, чтобы ваши передние шины зацепились, или Б) вы достигните ограждения и ваша автомодель отскочит в поворот (что-то вроде игры в бильярд автомоделью стоимость около 300$). Для устранения этой проблемы управления вам необходимо увеличить переднее сцепление и/или уменьшить заднее сцепление. В основном нужно делать изменения противоположные тем, что описаны в пунктах 1-10. Иногда, когда выбор шин очень ограничен, я советую вам поменять местами шины, передние на задние (в предположении, что у вас различные составы резины и/или вставки на передних и задних шинах). В некоторых случаях это работает действительно хорошо, в других проблема изменяется на прямо противоположную, т.е. автомодель переходит от недостаточной к избыточной поворачиваемости.
Невосприимчивость
Если автомодель кажется невосприимчивой к управлению, при легком торможение заднюю часть заносит в поворотах и ваша подвеска не очень жесткая, тогда настало время перехода к более липким шинам (шинам, которые обеспечат большее сцепление).
Это только общее направление. Не делайте слишком много изменений за один раз, тогда вы точно будете знать, что исправило вашу проблему. Я слышал этот совет некоторое время назад, и это мне весьма помогло: "Воздействуете на ту сторону автомодели, где появилась проблема". Если вам необходимо больше сцепления сзади, поработайте сначала с задней стороной. Если после внесения изменений вы все еще нуждаетесь в большем сцеплении, тогда уберите часть сцепления спереди. Не забудьте, что автомодель должна быть сбалансирована, она не будет работать должным образом, если у вас нет правильного распределения сцепления спереди назад.
Резиновые шины Введение
Я помню дни, когда "гоночные" шины служили всего несколько запусков. На шинах появлялись проплешины или вставка сдвигалась внутри шины и пронашивала канавку около внутреннего края. В наши дни, шина для одного запуска - дело давно прошедших дней. Я стал немного умнее с выбором вставок, а технология шин продолжает развиваться в захватывающем темпе. Теперь большинство моих шин переживают колесные диски, на которые они смонтированы. Это действительно большое достижение. Единственный недостаток этого нового поколения шин состоит в том, что новые вещества для облегчения извлечения шины из формы затрудняют приклеивание шин к колесным дискам. Это означает, что вы должны быть более внимательны по отношению к подготовке шин и клей, используемый для приклеивания шин, должен быть высокого качества. Чтобы помочь клею лучше сделать его работу, очистите шины и колесные диски с помощью очистителя для электромоторов, или денатурированного спирта, и удостоверьтесь, что вставка и шина расположены правильно.
Шины из "цепкой резины" (Traction Rubber Tires)
Шина из цепкой резины относится к типу, который не зависит от смягчающего резину нагрева для увеличения сцепления. Цепкая резина липкая и сразу сцепляется с поверхностью, когда шины соприкасаются с трассой, таким образом, обычно прогрев даже не нужен. Адгезия (сцепление) достигается путем молекулярных связей между шиной и поверхностью трассы. Примерами таких шин являются: "Pro-Line H13", "Take-Off WSA", "WSB", "A25", "B30", "Panther LP230", "231" и другие шины из мягкой износостойкой резины, такие как новый состав "HPI 24mm R". Большинство основных производителей шин имеют несколько версий этих износостойких шин. Эти шины будут работать "вечно". Я все еще изнашиваю "H13" с должным образом подобранной формованной вставкой. У меня есть шины "H13", которые использовались почти целый год, колесные диски немного потрепались, но шины как новые. Шины из цепкой резины хорошо работают в холодном климате, так как они не полагаются на нагрев для обеспечения сцепления. В зависимости от вашего местоположения, есть некоторые шины, которые могут использоваться в течение всего сезона. Шины из цепкой резины очень хорошо работают на неподготовленном бетоне, даже если он немного пыльный. Они не очень хороши для неподготовленного асфальта, но при наличии опыта настройки вы можете заставить их работать на гудроне. Из-за высокого сцепления и низкого износа они отлично подходят для автомоделей с двигателем внутреннего сгорания.
На картинках сверху, вы заметите, что на поверхности шины фактически сформировались небольшие бороздки или гребни. Это типичный характер износа, который вы увидите на шинах из цепкой резины. Заметьте, что поверхность шины остается чистой, а характер износа фактически увеличивает сцепную способность шины. Шина, показанная справа, это очень хорошо изношенная шина "Take-Off WSA". Она участвовала в гонках весь прошлый год. Вскоре после фотосъемки шина была демонтирована для демонстрации внутренней поверхности армированной шины.
Шины из "температурной резины" (Temperature Rubber Tires)
Температурные шины, чтобы стать липкими, зависят от температуры трассы и резины. Вы можете распознать эти шины по характеристике теплового разрушения резины. Это выглядит, как будто резина буквально сжигает шину и прилипает к поверхности шины. Примерами таких шин являются "Proline's S2","S3", ... "HPI Pro-Compound" и так далее. В зимнее время эти шины работают не очень хорошо, так как низкая температура препятствует разрушению резины. Когда трасса начинает нагреваться, они работают очень хорошо. Чем горячее шина, тем большее сцепление она обеспечивает, высокая температура - союзник этих шин! Единственный недостаток состоит в том, что если уровень нагрева слишком высок, шина становится маслянистой и теряет часть сцепления. При увеличенных уровнях нагрева также страдает долговечность шины. Долговечность является единственным недостатком температурной шины. Видя, как шина съедает сама себя для обеспечения сцепления, это не должно быть неожиданностью. Проблемы долговечности шины увеличиваются еще больше, когда шина имеет некоторый рисунок протектора или канавки, прорезанные в каркасе шины. Эти рисунки протектора предотвращают прилипание расплавленной резины к шине, которое ускоряет износ, потому что шина постоянно подвержена воздействию свежей резины. Температурные шины хорошо работают на бетонных и асфальтовых поверхностях. Если температура подходящая, эта шина обеспечит вам наилучшее сцепление (по сравнению с другими резиновыми шинами). Когда трасса немного пыльная, температурные шины обеспечивают наилучшие характеристики, потому что грязь прилипает к шинам.
На фотографиях выше, вы можете видеть, что шины собрали с трассы немало мусора. Слева ("Panther" - "Compound LP Slick"), вы можете разобрать небольшие частицы резины, которые прилипли к поверхности шины. Именно эта разрушенная резина обеспечивает шине характерное липкое ощущение.
Шины из "гибридной резины" (Hybrid Rubber Tires)
Третий и последний тип шин - это гибридные шины. Они по существу заимствуют некоторые характеристики от температурных и цепких шин. Пример комбинированных шин - шина "HPI B1540". Они будут хорошим выбором, если вы запускаете автомодель на различных поверхностях и не хотите тратить много денег. Они также хороши, потому что имеют тенденцию служить дольше, чем температурные шины, но все же сохраняют некоторые их свойства. Некоторые шины из нового поколения долговечных резиновых шин в действительности является частью этой гибридной группы.
Здесь показана внутренняя поверхность армированной (радиальной) шины "Take-Off WSA". Волоконная армирующая лента спаяна с поверхностью резины.
Я не очень много рассказывал о других шинах, которые имеют специальные рисунки протектора или армированы. Армированные шины обычно служат дольше, чем неармированные, особенно если это температурные шины. Температурные шины становятся более мягкими при нагреве, и шина немного раздувается, когда вы разгоняетесь. Это может ускорить износ и вызвать неустойчивость автомодели. В действительно жаркие дни автомодель подпрыгивает в поворотах. Это не всегда является огромным выигрышем в производительности, просто запомните, что когда изменяется диаметр шины, это может вызвать перегрузку/недогрузку привода автомодели. Это может ускорить износ трансмиссии автомодели. Вы не должны использовать избыточное передаточное отношение, за исключением случая, когда ваша автомодель использует односторонний подшипник. Избыточное передаточное отношение поможет вам выходить из поворотов, когда вы разгоняетесь. У вас нет необходимости использовать недостаточное передаточное отношение или задний конец автомодели начнет скользить при ускорении.
Температурные классы шин
Часть нового поколения шин выпускается вместе с температурными классами. Это еще один способ точной настройки уровня сцепления под условия трассы. Означает ли это, что вы не можете использовать шины для холодной погоды в жаркий день? Нет - но вы не получите максимального сцепления. У некоторых составов резины, в то время как их температура поднимается в процессе нагрева, сцепление может увеличиваться, оставаться прежним или будет очень быстро снижаться. Наблюдайте за тем, когда именно автомодель начинает вести себя забавно, и в какой точке трассы это начинает происходить. Это обычно происходит, когда у вас было большое сцепление во время прогрева, и затем сцепление просто исчезает! Эта потеря сцепления главным образом вызвана постепенным увеличением температуры шины с течением времени. Когда вы практикуетесь, возьмите инфракрасный термометр и нацеливайте его на ваши шины каждые несколько минут, пока вы не достигнете максимальной температуры. Как правило, температура шины будет на 10-15º C больше, чем температура поверхности трассы. Сделайте измерение температуры трассы/шины регулярной частью ваших записей настроек автомодели, знание того, насколько терпимы к температуре ваши шины, поможет вам сделать правильный выбор шин еще до того, как вы зайдете на трассу.
Формованные вставки (Molded Inserts)
Формованные вставки бывают многих разновидностей. Есть три характеристики, которые должны быть упомянуты вместе со вставками:
- Жесткость вспененного материала, использованного для изготовления вставки. Типичным перечнем для плотности вспененного материала является "soft", "soft-medium", "medium", "hard/firm", "extra hard/firm".
- Есть также ширина вставки. Большинство узких ("narrow") или средне-узких ("medium-narrow") вставок предназначено для 24 мм шин. В большинстве случаев они могут быть использованы со стандартными 26 мм колесными дисками и шинами "LP" без особых проблем. Низкопрофильные стандартные 26 мм вставки немного шире. Они обеспечат вам слегка более плоское пятно контакта.
- Последней в списке стоит толщина вставки. Толщина будет зависеть от следующих свойств конструкции каркаса шины: стандартный ("Standard"), низкопрофильный ("Low-Profile" (LP)), особо низкопрофильный ("Extra Low-Profile"(LP2)), закругленный ("Round") и/или армированный ("Belted"). Примечание: некоторые из новых "Losi LP" и "Pro-Line LP2" являются особо низкопрофильным типом шин. Они требуют использования очень тонких формованных вставок. Стандартная вставка 26 мм толщины разработана для шин полной высоты. Большинство из этих шин являются теперь устаревшими, так как гонщики перешли на низкопрофильные шины, которые имеют меньшее изгибание боковых стенок, а также обеспечиваю автомодели более низкий дорожный просвет. Запомните: большинство шин линии "HPI" все еще нуждаются во вставках стандартной толщины для заполнения более высокого профиля шины. Поскольку 24 мм шины "HPI" более узкие и более высокие, чем остальные типы шин, может быть трудным найти формованные вставки, которые должным образом соответствуют шине. Поэтому вам, вероятно, придется использовать формованные вставки 24 мм "HPI".
Здесь мы объясним спецификацию на популярную формованную вставку "Yokomo ZR-038F". Обратите внимание на три числа в нижней правой стороне этикетки.
Самой важной частью выбора вставки является то, что шина должна должным образом поддерживаться, и что у вас не слишком толстая или слишком тонкая вставка. Любое условие приведет к нестабильному сцеплению. Профиль вставки также важен. Плоская шина будет обеспечивать большее сцепление на прямом участке, а закругленная шина будет лучше реагировать при прохождении поворотов, выбор требует компромисса.
Дополнительная информация
Большинство 24 мм шин могут быть использованы на 26 мм колесных дисках и наоборот. Существует так много вариаций в том, что производитель "А" называет 24 мм и что производитель "Б" называет 24 мм, что в девяти случаях из десяти шина подойдет на колесный диск 24/26 мм без всяких осложнений. В действительности вставка более важна, чем ширина колесного диска. Чем мягче шина, тем жестче должна быть вставка. Как правило, передняя шина имеет относительно жесткую вставку, чтобы помочь снизить переднее сцепление. Не используйте губчатые вставки с открытыми порами, которые большинство производителей кладут вместе с своими шинами. Губчатые вставки работают не очень хорошо, особенно при попытке поддержать вес более тяжелой автомодели с двигателем внутреннего сгорания. Вместо этого приобретите формованные вставки, которые помогут поддерживать хорошую форму пятна контакта шины. Конечным эффектом будет то, что ваши шины обеспечат вам лучшее и намного более стабильное сцепление, и будут служить вдвое дольше.
Обзор резиновых шин
И в завершение раздела резиновых шин, некоторые марки делают свою работу лучше, чем другие, но вы должны экспериментировать, чтобы определить, что работает лучше для вас. Я сейчас использую шины "Pro-Line", "HPI", "Duratrax", "Take-off" и "Ofna". Это только небольшое количество из множества компаний, которые продают шины и вставки. Все, что я могу сказать по этому поводу это то, что я потратил много денег на шины и вставки и я могу комментировать только шины, которые я использовал. Если вы последуете карте применения производителя и выберете хорошие вставки, тогда вы, вероятно, получите хорошие результаты и долгий срок службы шин.
Эксперименты на горячей трассе
Недавно я принес весь мой чемодан для шин на местную трассу в жаркий 35º C день только с одной мыслью - настройка шин. Замена шин фактически стала моим основным занятием. Первым фактом, на который я обратил внимание, было то, что шины для прохладной и умеренной погоды фактически не снашиваются, даже если вы нагреете шину до 55º C! А в действительности произошло то, что шины потеряли сцепление, некоторые на большую величину. Это как правило не было очевидным до тех пор, пока автомодель не находилась на трассе по крайней мере 3-5 минут. Во время этого продолжающегося весь день эксперимента был один состав шины, который я продолжал использовать - это был "H13" с 26 мм жесткой ("hard") вставкой. У меня есть группа шин "H13", которая используется с прошлого лета. Из моего опыта эта шина не подходит для задней оси, потому что она испытывает недостаток сцепления, но в качестве передней шины "H13" великолепна! Мое тестирование подтвердило, что шины "H13" весьма терпимы к температуре. Они работают при 15º C, а также работают при 55º C, немногие шины на рынке столь же универсальны, как "Proline H13". Они работают наилучшим образом, когда используются ближе к 38º C, но они, тем не менее, функциональны и долговечны также в летних гонках. С должным образом подобранными задними шинами вы должны быть конкурентоспособны на местной трассе в течение всего сезона. Ввиду того, что "H13" очень популярна в качестве контрольной шины для некоторых больших национальных соревнований, эта новость не должна быть очень удивительной.
Обзор шины "Panther LP-Slick"
Недавно я решил сделать решительный шаг и попробовать новые шины "Panther Sedan LP-Slick". После нескольких испытаний меня не впечатлили их характеристики в жаркую погоду. Большинство производителей обеспечивают вас информацией о температурном классе шины. Я предпочитаю получить информацию о сцеплении и температурном классе шины, это изымает часть предположений в выборе шин. Производители "HPI", "Sorex", "Take-Off" и "Even Pro-line" в некоторой степени теперь это делают. Шины "Panther" должны были прибыть на платформе с оркестром, вместо этого, они прибыли с этикетками "Soft", "Med/Soft" и "Firm" составов резины (Это отчасти оставляет вас в неведении, если вас интересует температура применения). Автомодель была оборудована самыми мягкими шинами сзади и средне-мягким ("med/soft") составом резины спереди. После прогрева задние шины потеряли сцепление, вскоре после этого автомодель выталкивалась при разгоне, и я терял заднюю часть в поворотах, это был "цирк вращения". Я решил поэкспериментировать с другими комбинациями, так что я перешел к жесткой "firm" спереди и средне-мягкой "med/soft" сзади. Автомодель управлялась лучше, но средне-мягкая "med/soft" шина теряла сцепление после прогрева, и снова это был "цирк вращения". Я проверил жесткий "firm" состав шины в другом случае и снова управление было ненормальным по сравнению с другими более популярными шинами. По тому, как автомодель управлялась, похоже, что состав резины, который "Panther" использует формования шин, не подходит для очень высоких температур. Во время испытания шин температура достигала 55º C отметки. После нескольких 5 минутных запусков износ шины нанес потери жестким "firm" шинам. Интересно отметить, что более мягкие составы "Panther" изнашиваются так же как цепкие шины, тогда как жесткая "firm" шина изнашивалась очень похоже на "Pro-Line S2/S3", хотя обеспечивала меньшее сцепление. Было совершенно очевидно, что шины находятся не на своем месте под горячим солнцем Техаса. Возможно эти шины будут гвоздем сезона осенью, когда немного похолодает.
Заключение
Это только первая часть цикла из двух статей. Продолжение смотрите в статье: "Как выбрать шины из микропористой резины для полноприводной туринговой автомодели".
Вернуться к списку Обсудить на форуме
| |