|
Thunder Tiger MTA-4 - Основные советы
Вам необходимо иметь правильно настроенный трак. Вы можете быть самым лучшим водителем в мире, но если что-нибудь будет неверно в настройках, вы просто никогда не победите. Даже посредственный водитель может выиграть, если настройки его трака лучше, чем у других водителей, поэтому обращайте внимание на детали. Экспериментируйте и учитесь.
Идея идеальной настройки состоит в полностью нейтральной настройке, это наличие достаточного сцепления, чтобы не скользить, и наличие достаточного скольжения, чтобы не перевернуться. Автомодель должна иметь равное сцепление на передних и задних колесах. Также, автомодель должна легко контролироваться на прямых участках, даже на ухабистых трассах, и должна идти по прямой, когда вы даете полный газ.
Ключом в любых изменениях является сравнение времени заездов. Сделайте изменение, затем сделайте несколько заездов и сравните время заездов. Не обращайте внимание на среднее время заездов, так как на него могут повлиять аварии. Вам нужно обратить внимание на 2-3 наилучших заезда, сделать изменение, и сравнить новые 2-3 лучших заезда с прежними результатами. Обычно лучше делать одно изменение за один раз, затем сравнить времена заездов для того, чтобы определить улучшение или ухудшение.
1.1 Шасси и подвеска
- Установите более мощный сервопривод рулевого управления, например Airtronics 94358 (Sanwa ERG-VB) или Thunder Tiger 1015. Это одно из самых лучших усовершенствований, которые вы можете сделать со своим траком, поэтому сделайте его первым! Затем переместите штатный сервопривод рулевого управления на место сервопривода газа/тормоза.
- Установите набор для конверсии "только вперед" (Reverse Elimination Kit, Thunder Tiger МТА-4 - TTPD1774 или Team Associated MGT - 25415). Это позволяет значительно облегчить трак.
- Установите развал в пределах от -1 до -3 градусов. Заднее схождение в пределах от 2 до 3 градусов. Спереди лучше использовать небольшое расхождение. Экспериментируйте с этими настройками.
- Приобретите достаточное количество запасных частей.
- Приобретите набор этих креплений верхних рычагов подвески. Эта деталь является большой проблемой в МТА-4. Когда вы погнете одно (или несколько) креплений, это существенно нарушит управляемость. Если вы столкнетесь с препятствием, у вас есть большой шанс погнуть крепления верхних рычагов подвески, поэтому всегда имейте пару запасных креплений. Впоследствии вы можете выпрямить погнутое крепление и поставить его на другую сторону, чтобы погнутый конец оказался сзади. Когда крепления гнутся, они вызывают застревание рычагов подвески, что затрудняет работу подвески и вызывает подскакивание трака при движении по трассе.
- Диски и шины: Всегда старайтесь использовать самые легкие шины с протектором, который подходит для условий вашей трассы. Низкопрофильные шины, например из семейства 40 серии Pro-Line ограничивают боковой изгиб шины, что делает ваш трак более подвижным и отзывчивым.
- Говоря о дисках и шинах, стоит упомянуть то, что крепление колес имеет тенденцию ослабевать. Когда это происходит, вы можете немедленно сорвать шестигранники в дисках. В качестве решения этой проблемы можно использовать две гайки крепления колеса. Можно также добавить небольшое количество голубого клеевого фиксатора резьбы (blue loctite). Если вы все таки сорвали шестигранник в диске, тогда просто вклейте эпоксидной смолой колесный шестигранник в диск. Конечно, самым лучшим решением будет использовать 23 мм колесные шестигранники и диски.
- Передаточное отношение - при использовании штатных колес или Bow Ties 40 серии с мощным высокооборотным двигателем (Picco .26), хорошей комбинацией будет колокол сцепления с 17 зубьями и ведомая шестерня (spur) с 52 зубьями. Если вы используете бюджетный двигатель, лучше использовать комбинацию 16/52. Если вы изменили шины, вам может потребоваться немного изменить передаточное отношение. Гораздо дешевле изменять передаточное отношение с помощью замены ведомых шестерен (spur gears), чем с помощью колоколов сцепления. Итак, если вы используете комбинацию 16/52 и хотите получить большую максимальную скорость, тогда приобретите ведомую шестерню (spur) с 49 зубьями.
- Пружины и амортизаторы. Штатные амортизаторы - для штатных амортизаторов, в качестве стартовой настройки попробуйте комбинацию красная/желтая пружина на каждом углу трака. Установите алюминиевые верхние колпачки амортизаторов, особенно на передних амортизаторах. Для штатных амортизаторов, попробуйте масло 45wt, и не слишком отклоняйтесь от этого значения. Не делайте подвеску слишком жесткой на неровных трассах. Это заставит трак слишком сильно подскакивать. Установите начальный дорожный просвет (клиренс) на "уровне карданов", то есть, когда вы бросаете передний (или задний) конец трак, он должен вернуться в положение, когда карданы находятся в горизонтальном положении. Подвеска/амортизаторы должны быть настроены так, чтобы при броске с высоты 50 см (с низкопрофильными шинами) и после приземления, трак не касается земли и возвращается в положение с горизонтальными карданами.
- Рычаги подвески - штатные против RPM:
Я предпочитаю использовать штатные рычаги подвески, так как они обеспечивают больший свободный ход подвески, чем рычаги от RPM. Рычаги подвески от RPM держат трак ниже, что хорошо на ровных трассах, но как много ровных внедорожных трасс вы видели? Большинство из них изрезано колеями, обладает множеством ухабов, а также имеют несколько хороших трамплинов. Вы же не хотите, чтобы шасси приземлялось слишком сильно?
- Вязкость масла в дифференциалах - Здесь приведена цитата из журнала RC Car Action, январский выпуск 2005 года, страница 46,
"Этот совет получен непосредственно от пилота команды Team Associated/Thunder Tiger Ричарда Сакстона. Вы можете настроить герметизированные дифференциалы MGT путем использования силиконового масла различной вязкости. Для улучшения управляемости, наполните задний дифференциал силиконовым маслом с вязкостью от 5 000 до 10 000WT. Перед добавлением силиконового масла, вам необходимо избавиться от заводской смазки, которой наполнен дифференциал. Наполните чистый дифференциал силиконовым маслом и закройте его. Вы можете оставить передний дифференциал нетронутым или заполнить его силиконовым маслом 1000WT. В любом случае, ваш трак будет лучше управляться."
- Переключение на вторую скорость - это действительно требует настройки для соревнований. Настройте так, чтобы переключение происходило на высоких оборотах двигателя. Некоторые парни используют только вторую скорость. Если у вас стоит высокомоментный двигатель для монстр траков, это может сработать. Экспериментируйте с этой настройкой.
- Тормоза - штатная конструкция тормоза работает достаточно хорошо. Можно заменить пружину на отрезок силиконовой топливной трубки аналогичной длины. Возьмите штатный сервопривод рулевого управления и переместите его на место сервопривода газа/тормоза. Вы можете участвовать в 15 минутном заезде и не заметите никакого ухудшения эффективности тормоза. Очень важно, чтобы тормозные колодки были расположены идеально параллельно тормозному диску. Однако, удостоверьтесь, что нет никакого задевания, но зазор между колодками и диском должен быть минимальным для получения полного усилия торможения. Также, очень важно держать колодки и диск чистыми, для этого можно использовать очиститель тормозных колодок в аэрозольной упаковке. Если на тормоз попадет небольшое количество масла или топлива, вы полностью лишитесь тормозов. Очистите тормоз с помощью очистителя для тормозных колодок и он будет работать, как новый.
1.2 Вождение
- Управляйте плавно - когда вы ведете трак, используйте минимально необходимое воздействие на рулевое управление для начала поворота трака. Большинство начинающих имеют тенденцию к избыточному повороту. Не поворачивайте колеса слишком сильно. Просто позвольте траку самому идти через поворот. Наилучшим способом является одновременный поворот и торможение (или просто снижение скорости). Это смещает вес на передние колеса и обеспечивает вам отличную поворачиваемость. Сфокусируйтесь на вождении по идеальной траектории без аварий. Как говорят некоторые, "медленнее будет быстрее".
- Ведите свою собственную гонку, не беспокойтесь о обгоне. Если кто-то быстрее, чем вы, и хочет вас обогнать, дайте ему проехать. Просто ведите свой трак именно так, как вы хотели бы, чтобы его вел кто-то другой.
- Наблюдайте за самыми быстрыми водителями и следите за траекторией, которой они придерживаются. Это та самая линия, которой вам нужно придерживаться. Вам нужно ехать по наилучшей траектории, чтобы иметь хоть какой-то шанс выиграть.
- Учитесь прыгать правильно - наилучший результат обычно может быть получен путем ускорения до подходящей скорости и затем снижения газа непосредственно перед сходом с вершины трамплина. Это обеспечит вам четкий угол прыжка с углом приземления, который легко контролируется с помощью небольшого воздействия на газ или тормоз. Вашей целью является плавный проход через прыжок с минимальными потерями времени, и без разрушения трака. Лучше немного перелететь в прыжке, чем недопрыгнуть (и закопаться в препятствие).
- Плавно управляйте газом - плавное вождение также означает плавную работу газом. Не рвите газ до упора, плавно (но быстро) нажимайте на курок. Это поможет вам сохранять контроль в любых ситуациях.
1.3 Основные советы по настройке
- Вам необходимо иметь достаточный запас наконечников тяг. МТА-4 изнашивает их довольно быстро. Часто проверяйте их и заменяйте при необходимости между заездами. Вам потребуется проверить направление колес после замены наконечников тяг. Поместите небольшую шайбу между наконечником и крепежным винтом. Это поможет предотвратить соскакивание наконечников при аварии или при переворачивании.
- Электроника - не стоит говорить, что вам необходим более мощный сервопривод рулевого управления и другая система радиоуправления. Если вы попытаетесь участвовать в соревнованиях со всеми штатными компонентами, то вы просто бьетесь головой об стену. Дополнительно, приобретите хорошую NiMH аккумуляторную батарею, как минимум 1100 mAh, и подзаряжайте ее между заездами. Даже не пытайтесь участвовать в соревнованиях с 4-мя АА батарейками.
- Проверьте все подшипники в ступицах. Если есть люфт, замените. Вы будете удивлены, насколько лучше управляется трак при отсутствии люфтов.
- Проверьте и перепроверьте весь трак в целом перед заездами. Убедитесь, что все работает плавно и без люфтов. Проверните колеса вручную. Все должно вращаться плавно. Если вы чувствуете застревание или слышите щелчки, значит что-то не так. Исправьте это. Пройдитесь по всем винтам до и после заездов и удостоверьтесь, что они плотно завернуты. Используйте клеевой фиксатор резьбы (loctite) на всех винтах, которые завернуты в металл, вы будете удивлены тем, сколько из них ослабло. Проверьте подвеску на свободный ход и застревание. Удостоверьтесь, что выхлопная труба хорошо закреплена.
- Тщательно настраивайте и обслуживайте узел сцепления - заменяйте подшипники каждый день соревнований. Если подшипники выйдут из строя во время финала А, тогда вы просто потеряете весь день. Удостоверьтесь в чистоте колокола сцепления и кулачков сцепления, используйте для очистки хороший очиститель, например, очиститель для тормозных колодок. Также, желательно немного облегчить кулачки сцепления для улучшения тяги с места. Также неплохие результаты получаются с жесткими пружинами, такими как Mugen 1,1 мм. Если вы правильно настроили сцепление, считайте, что вы приобрели новый двигатель.
- Двигатель - важно правильно настроить двигатель и не переобеднить смесь. Рекомендуется использовать новые свечи. Используйте новый воздушный фильтр и держите комплект запасных воздушных фильтров. Штатный двигатель достаточно хорош, но он не выиграет для вас много соревнований.
- Прицепите нейлоновую стяжку к крышке топливного бака и прорежьте отверстие в корпусе, так вы сможете легко и быстро перезаправлять ваш трак.
- Сервосейвер - если вы используете опциональный алюминиевый сервосейвер, следите за ним. Регулировочная гайка может отвернуться и ослабить натяжение сервосейвера. Используйте циакриновый клей для фиксации регулировочной гайки на месте или используйте дополнительную гайку. Также этот сервосейвер может застревать, если становится грязным, поэтому поддерживайте его в чистоте или он вовсе не будет предохранять ваш сервопривод. В действительности вам может потребоваться чистить сервосейвер после каждого дня соревнований.
- Проверяйте работу рулевого управления - стоит отсоединить сервопривод и вручную поработать рулевым управлением для того, чтобы удостовериться, что оно поворачивается вправо и влево очень легко. Грязь может попасть в шаровые опоры ступиц и в детали рулевого управления и это приведет к застреванию.
- Тщательно настройте рулевое управление - вам необходимо получить максимально возможный и одинаковый поворот колес для того, чтобы уменьшить радиус поворота в обе стороны.
1.4 Советы по настройке подвески
Вам необходимо улучшить поведение в прыжках
1) Если автомодель подскакивает слишком сильно или шасси приземляется после прыжка, используйте более вязкое масло в амортизаторах и/или более жесткие пружины. Будьте осторожны, так как слишком жесткие амортизаторы приведут к потере контроля на ухабистых участках. 2) Крепление амортизаторов - если шасси приземляется после прыжка, переместите нижнее крепление амортизаторов на одно отверстие на внешнюю сторону. 3) Сбалансируйте автомодель - баланс веса спереди назад. Баланс очень важен.
Вам необходимо более высокое сцепление сзади
1) Баланс шасси - переместите вес в сторону задней части автомодели. 2) Задний дорожный просвет - снизьте задний дорожный просвет (понижение центра тяжести). 3) Задний развал - уменьшите задний развал (0 градусов - это минимум). 4) Крепление задних амортизаторов - переместите нижнее крепление амортизаторов на одно отверстие на внешнюю сторону. 5) Фрикционное сцепление (слипер) - ослабьте слипер, чтобы колеса не слишком проскальзывали. 6) Заднее схождение - увеличьте заднее схождение (максимум до 2 градусов).
Вам необходима более высокая поворачиваемость
1) Баланс шасси - переместите вес в сторону передней части автомодели. 2) Крепление передних амортизаторов - переместите нижнее крепление амортизаторов на одно отверстие на внешнюю сторону. 3) Крепление задних амортизаторов - переместите нижнее крепление амортизаторов на одно отверстие внутрь. 4) Передний дорожный просвет - снизьте передний дорожный просвет (понижение центра тяжести). 5) Угол Аккермана - снизьте угол Аккермана для более чувствительного рулевого управления (короткие крутые повороты). 6) Заднее схождение - уменьшите заднее схождение (0 градусов - это минимум).
Вам необходима более высокая поворачиваемость на высоких скоростях
1) Переднее схождение - большее переднее схождение обеспечит вам большую поворачиваемость на выходе из поворотов. 2) Задний дорожный просвет - увеличьте задний дорожный просвет для увеличения поворачиваемости на высоких скоростях (повышение центра тяжести).
Вам необходима более стабильная автомодель на неровных трассах
1) Задний развал - более отрицательный задний развал обеспечивает большую стабильность на ухабистых трассах (улучшает прохождение прямых участков, но снижает поворочиваемость). 2) Крепление передних амортизаторов - для ухабистых трасс переместите нижнее крепление амортизаторов ближе к внутренней стороне автомодели. 3) Проверьте наконечники тяг и подшипники на наличие люфта. 4) Проверьте шаровые опоры ступиц на корректность регулировки и отсутствие застревания. 5) Используйте менее вязкое масло в амортизаторах, это поможет удерживать колеса в контакте с поверхностью. 6) Используйте более легкие диски и шины, это снизит неподрессоренную массу, что поможет колесам оставаться в контакте с поверхностью.
Автомодель трудно контролировать, особенно на прямых участках
Это тот случай, когда нужно проверить все мелкие детали. Во-первых, проверьте, что все ваши колеса правильно выровнены. Затем перейдите к другим деталям. Хорошо ли сидят наконечники тяг на шарнирах, нет ли там люфта? Проверьте состояние подшипников в ступицах. Не ли у вас погнутых амортизаторов или треснувших рычагов подвески? Нет ли у вас потерянных винтов, которые вы до сих пор не заметили? Нет ли у вас погнутого диска или шины, которая отклеилась? Нет ли чего-нибудь погнутого или застревающего?
1.5 Устранение проблем
После пробных заездов у вас должны появиться некоторые мысли о том, как управляется ваш трак, и обладает ли ваш трак недостаточной поворачиваемостью (стремится соскальзывать на внешнюю сторону поворота) или избыточной поворачиваемостью (поворачивает в сторону внутренней стороны поворота) в поворотах, в середине поворотов или при выходе из поворотов.
Используйте следующую таблицу для исправления проблем. Начинайте с совета номер "1", затем, если вам требуется дополнительная корректировка, используйте совет номер "2" и так далее.
Трак недостаточно быстро поворачивает
1. Более легкое масло в передние амортизаторы или увеличить отверстия в поршнях амортизаторов. 2. Более густое масло в задние амортизаторы или уменьшить отверстия в поршнях амортизаторов. 3. Немного снизить дорожный просвет спереди. 4. Немного увеличить дорожный просвет сзади. 5. Сдвинуть наружу точки крепления амортизаторов на передней стойке амортизаторов. 6. Увеличьте передний развал.
Поворачивает нормально, но обладает недостаточной поворачиваемостью в повороте
1. Ужесточить задние пружины. 2. Смягчить передние пружины.
Избыточная поворачиваемость на выходе из поворота
1. Смягчить задние пружины. 2. Ужесточить передние пружины. 3. Увеличить заднее схождение. 4. Немного увеличить передний дорожный просвет. 5. Немного снизить задний дорожный просвет.
Трак поворачивает слишком быстро
1. Более густое масло в передние амортизаторы или уменьшить отверстия в поршнях амортизаторов. 2. Более легкое масло в задние амортизаторы или увеличить отверстия в поршнях амортизаторов. 3. Немного увеличить передний дорожный просвет. 4. Немного снизить задний дорожный просвет.
Поворачивает нормально, но обладает избыточной поворачиваемостью в повороте
1. Смягчить задние пружины. 2. Ужесточить передние пружины.
Недостаточная поворачиваемость на выходе из поворота
1. Ужесточить задние пружины. 2. Смягчить передние пружины. 3. Уменьшить заднее схождение. 4. Немного снизить дорожный просвет спереди. 5. Немного увеличить дорожный просвет сзади.
Эти рекомендации предполагают, что у вас уже установлен оптимальный комплект колес.
Для поверхностей с высоким сцеплением установите фрикционное сцепление (sliper) для проскальзывания на протяжении примерно 0,5 м при старте на полном газе с неподвижного положения. На поверхностях с низким сцеплением настройте фрикционное сцепление так, чтобы колеса слегка проскальзывали при старте автомобиля, это будет незаметно на трассе и защитит трансмиссию и дифференциалы от повреждения при приземлении после ухабов и прыжков. Это также облегчит управление автомобилем, особенно на ухабистых поверхностях.
Настройте настолько мягкую амортизацию, насколько это позволяет трасса, большие неровности не обязательно означают, что вы должны иметь жесткую амортизацию, так как это может вызвать очень медленную реакцию подвески, что нарушит сцепление и устойчивость, особенно при приземлении после прыжков.
1.6 Примеры решения проблем
Вы можете проверить ваши навыки, пытаясь определить решение проблемы перед тем, как читать его. (Кстати каждое решение не может быть наилучшим для всех случаев, так как существуют и другие факторы, которые могут служить причиной проблемы).
Пример №1
Вы входите в широкий поворот, все происходит нормально. Вход в поворот ровный, сцепление в повороте в норме, вы начинаете ускоряться на выходе из поворота, и ваш трак переходит в состояние избыточной поворачиваемости и закручивается.
Решение: Так как ваш трак при входе в поворот имеет подходящий отклик и сцепление при равномерном движении, это может служить признаком того, что ваш развал и схождение являются правильными. Проблема происходит, когда вы начинаете ускоряться. Это может подсказать, что это избыточная поворачиваемость, вызванная переносом веса. Это означает, что импульс ускорения помещает слишком большой вес на внешнее заднее колесо, приводя к потере сцепления. Для решения этой проблемы я бы ужесточил заднюю подвеску.
Пример №2
Вы входите в шпильку, и ваш трак начинает быстро смещаться к внешней стороне поворота.
Решение: Замедляйтесь раньше, вы входите в поворот слишком быстро (проблема вождения). Многие проблемы недостаточной поворачиваемости часто вызваны ошибкой водителя, а не настройками.
Пример №3
Вы входите в широкий поворот. Ваш начальный вход в поворот является удовлетворительным, хотя когда вы движетесь дальше в поворот, ваш автомобиль начинает скользить (дрейфовать) в сторону внешней стороны поворота. Вы замедляетесь достаточно, чтобы удержаться на линии, и ускоряетесь на выходе из поворота, и как только вы ускорились, ваш трак снова начинает скользить (дрейфовать) в сторону внешней стороны поворота.
Решение: Может существовать несколько решений этой проблемы. Схождение вероятно не является проблемой в этом случае, поскольку трак не меняет характеристики в течении поворота. Если выталкивание является незначительным, я бы попытался изменить развал спереди, чтобы снова восстановить сцепление спереди. Если выталкивание совсем незначительное, тогда я бы изменил передний дорожный просвет. Если выталкивание является более значительным, я бы смягчил подвеску спереди для увеличения переднего сцепления или, возможно, ужесточил подвеску сзади. Если вы слишком ужесточите подвеску сзади, вы можете вызвать избыточную поворачиваемость в других поворотах.
Пример №4
Вы входите в поворот, трак поворачивает в поворот очень быстро, держит линию, а затем при ускорении скользит (дрейфует) с линии в сторону внешней стороны поворота и вы вынуждены сбросить газ.
Решение: Это полностью проблема схождения. У вас слишком большое переднее расхождение, которое не позволяет траку эффективно держать линию при выходе из поворота. Уменьшите переднее расхождение или увеличьте схождение.
Пример №5
Ваш автомобиль идеально идет через поворот, но кажется немного вялым (медленно отзывается).
Решение: Ужесточить вставки в колеса, ужесточить подвеску.
Пример №6
Высокоскоростная шикана, вы нормально проходите через первую половину, и затем ваш трак заносит на выходе из второй половины.
Решение: Вы испытываете избыточную поворачиваемость, вызванную переносом веса, которая может вызываться многими причинами. Одной из этих проблем может быть дисбаланс веса шасси, который вызывает неравномерный перенос веса со сторону на сторону. Другой проблемой может быть подвеска, которая слишком мягкая или чрезмерно демпфирована, что не дает возможности для достаточно быстрого переноса веса. Вы можете иметь недостаточное демпфирование, что может вызвать у трака слишком быстрый отклик и отскок. Это является одной из наиболее трудных для решения проблем, еще одно решение может прийти из другого источника, но это может только маскировать проблему. Вы можете также избыточно реагировать при вождении. Эта проблема имеет так много решений и незначительных источников, которые могут ее вызвать, что это требует экспериментирования.
Вернуться к списку Обсудить на форуме
| |